Владимир Панов: «Главная задача — подготовить власть и общество к новой системе утилизации отходов и к новой культуре отношения к экологии»

Home / Нижегородские / Владимир Панов: «Главная задача — подготовить власть и общество к новой системе утилизации отходов и к новой культуре отношения к экологии»

Владимир Панов: «Главная задача — подготовить власть и общество к новой системе утилизации отходов и к новой культуре отношения к экологии»

Заместитель председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, председатель регионального отделения «Опоры России» Владимир Панов рассказал о новациях в законодательстве об утилизации отходов

Насколько критичен будет перенос сроков перехода на новый подход обращения с отходами для российских регионов и Нижегородской области в частности? Почему регионы оказались не готовы к переходу на новую схему обращения с отходами?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять какую проблему должен решить новый порядок утилизации отходов. По разным оценкам в стране накоплено до 100 млрд. тонн отходов, связанных с прошлой экономической и хозяйственной деятельностью.

При этом каждый год на поверхность поступает около 1 млрд. куб. м отходов, а площадь, занимаемая свалками, ежегодно увеличивается на 300-400 тыс. гектаров и уже занимает примерно 4 млн гектаров. Для сравнения такую же площадь занимает Голландия.

Территории, которые подвергнуты экологическому ущербу, оказывают непосредственное влияние на здоровье более чем 60 млн. жителей̆ Российской Федерации. Поэтому, если не изменить существующую систему, которая основана на принципе «свалил и забыл», это приведет к тому, что за слепое отношение к нашей природе и экологии будет расплачиваться следующее поколение нашей страны.

Новые правила решают три главные проблемы утилизации: контроль за всем транспортом, который вывозит отходы и сейчас может свалить их в любом лесу, чтобы не платить за утилизацию; инвестиции в современные полигоны, обеспечивающие сортировку отходов и их дальнейшую переработку, что позволит уйти от сегодняшней главной беды — утилизации -бесконечного накопления отходов; завершающий этап утилизации — это переработка отходов во вторичное сырье и повторное использование в производстве, что приведет к бережному и рациональному отношению к природным ресурсам, которые есть в нашей стране.

Поэтому перенос введения новых правил утилизации на два года — вынужденная мера, потому что многие вопросы связанные с подготовкой реформы до сих пор не решены.

Самый главный вопрос – это тарифы для жителей и предприятий. Ни один регион на 1 декабря 2016 года не смог назвать новые тарифы на утилизацию отходов. Так как не были проведены конкурсы по определению региональных операторов из-за того, что не был принят подзаконный акт необходимый для создания на сайте www.torgi.gov.ru специального раздела по отбору регионального оператора.

И список сложных вопросов без ответа, к сожалению, длинный. Например, до сих пор идет обсуждение проблемы стандартизации новых полигонов — нет единого мнения о том, делать ли их типовыми или каждый проект будет индивидуальным.

Регионы при всем желании не смогли бы запустить с 1 января 2017 года новую систему утилизации из-за отсутствия или позднего принятия необходимых подзаконных актов, которые должны были подготовить соответствующие федеральные ведомства.

 

Какие плюсы и минусы Вы видите в системе обращения с ТКО через региональных операторов?

С одной стороны, вся ответственность за транспортировку, сортировку, утилизацию и переработку ТКО ложится на одну или несколько компаний.  Органам власти будет намного проще контролировать работу региональных операторов, что позволит оперативно выявлять и устранять недочеты в его работе.

Строительство крупных полигонов по утилизации мусора, сортировочных станций, а также мусороперерабатывающих заводов позволит использовать современные технологи и уйти от накопления отходов, а самое главное — остановит рост территорий, занимаемых свалками.

С другой стороны, таких крупных полигонов в регионе не может быть много. По причине удаленности от населенных пунктов возрастают затраты на транспортировку, что отразится на стоимости услуги для населения.

На мой взгляд, введение новой системы утилизации было бы правильно реализовать в одном или нескольких регионах, «набить шишки» и только убедившись в эффективности найденных решений, в честности тарифов на утилизацию отходов для жителей и предприятий, распространять действие закона «Об отходах производства и потребления» по всей стране.

Поэтому главная задача — за два года подготовить все уровни власти и общество не только к новой системе утилизации отходов, но и к новой культуре отношения к нашей экологии.