Прокуратурой области разработан алгоритм действий по сохранению объекта культурного наследия

Прокуратурой области разработан алгоритм действий по сохранению объекта культурного наследия

В соответствии с действующим законодательством объекты культурного наследия (далее — ОКН) отнесены к особым объектам гражданских прав.

В отношении каждого ОКН орган охраны объектов культурного наследия (далее – уполномоченный орган) утверждает охранное обязательство, которое направляется собственникам ОКН и размещается в сети Интернет на сайте уполномоченного органа.

В охранном обязательстве содержатся требования к содержанию, сохранению и использованию объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности, иных имущественных прав на объекты культурного наследия и подлежат выполнению собственником либо иным законным владельцем объекта культурного наследия (далее – собственник). Кроме того, собственник обязан поддерживать ОКН в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (в случае если предмет охраны определен) или без изменения его облика и интерьера (в случае, если предмет охраны не определен). Сведения о предмете охраны ОКН содержатся в паспорте ОКН, а также в охранном обязательстве собственника ОКН. Предмет охраны (ценные конструктивные и архитектурные элементы зданий и сооружений, подлежащие обязательному сохранению) определяется для ОКН, принятых на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, на основании проектной документации по обоснованию предмета охраны ОКН.

Поддержание надлежащего технического состояния ОКН предполагает проведение реставрационных, ремонтных и иных работ, которые выполняются в рамках особых процедур, регламентированных законодательством об охране объектов культурного наследия.

Требованиями федерального законодательства запрещено проводить работы по сохранению (консервационные, реставрационные работы, работы по приспособлению) ОКН в случае, если предмет охраны ОКН не определен. Также запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны ОКН. Таким образом, в случае необходимости проведения работ на ОКН и отсутствии утвержденного предмета его охраны необходимо разработать и утвердить предмет охраны ОКН в уполномоченном органе.

Работы в отношении ОКН (кроме ремонта) проводятся на основании задания и разрешения уполномоченного органа, проектной документации, выполненной лицензированной проектной организацией, при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, согласования проектной документации уполномоченным органом, силами подрядной организации, имеющей лицензию, и под надзором уполномоченного органа.

При этом в случае, если работы по сохранению ОКН затрагивают конструктивные элементы здания, собственник параллельно оформляет разрешительную документацию по правилам градостроительного законодательства (отдельная государственная экспертиза проектной документации, разрешение на строительство, государственный строительный надзор).

Уполномоченный орган в ходе выдачи задания, разрешения на проведение работ, согласования проектной документации обеспечивает проверку соответствия проводимых работ требованиям законодательства.

Работы по проектированию и реставрации (приспособлению) выполняются на основании договоров, заключаемых между собственником ОКН и лицензированной организацией. Цена таких договоров не подлежит государственному регулированию и определяется сторонами.

Текущие работы по содержанию ОКН проводятся в рамках хозяйственной деятельности собственника, руководствуясь Методическими рекомендациями по эксплуатации объектов культурного наследия, рекомендованными письмом Минкультуры России от 22.02.2017 № 45-01.1-39-НМ, и не требуют получения разрешительных документов и прохождения государственной историко-культурной экспертизы, согласования проектной документации. Методические рекомендации размещены на сайте Минкультуры России и доступны по следующей ссылке: https://www.mkrf.ru/documents/metodicheskie-rekomendatsii-po-ekspluatatsii-obektov-kulturnogo-naslediya-pamyatnikov-istorii-i-kult/.

 

Сведения об уполномоченном органе:

 

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области

Руководитель: Меламед Григорий Викторович

Адрес: 603082, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 14

Официальный сайт: https://government-nnov.ru/?id=17769

 

Перечень нормативно-правовых актов в сфере ОКН, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению федерального и регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, установлен:

 

Приказом Минкультуры России от 17.04.2017 № 580 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, а также порядка ведения перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов»

Приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 17.06.2019 № 165 «Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области мероприятий по осуществлению федерального и регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, находящихся на территории Нижегородской области, и порядка его ведения»